Новости

 

 

Аксайский скит

В Аксайском ущелье на территории Иле-Алатауского национального парка, в 20 км западнее города Алматы, на склоне ущелья Кызыл-Жар (Красный обрыв) выстроен монастырь - православный духовный центр, комплекс культовых сооружений. Основа его - надмогильный деревянный крест и каменное (скальное) подножие с выгравированной надписью: "Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29 VII - 11 VIII 1921 года". Выше по склону - так называемая часовенная сень, рядом - широкий двор, где хозяйственные постройки, трапезная и современный двухэтажный коттедж - дом для священника; далее - оборудованные родники, вода которых считается святой; по склону несколько полуобвалившихся пещер, с которых начинался скит, наконец, сама церковь - грациозное, изящное храмовое сооружение из специально привезенной сибирской лиственницы теплого желтого цвета с двумя разными по размеру устремленными ввысь золотыми куполами, гармонично вписавшимися в стройный хор верхушек гигантских темно - зеленых Тянь-Шанских елей.

41daf97363d58e003be62841f4575e2d.jpeg

Окрестности монастыря, впрочем как всё Аксайское ущелье, чрезвычайно живописны. Кроме мужского монастыря Аксайское ущелье интересно ещё одним памятником природы - Ак-жарским (Белая круча) обвалом. Это следы катострофического землятресения 1887 года, когда в соседнем ущелье - в правом притоке Аксая произошёл грандиозный обвал, обнаживший часть крутого северного склона. Объём каменной осыпи, по подсчётом учёных, составил более 40 миллионов кубометров! Небольшая её часть видна с дороги по ущелью.

fafa82d8f23c4f5b5a84fa872a2633b0.jpeg3407cf53c96ffb39cf8e931c33afa120.jpeg  

История создания храма:

В постреволюционные времена - когда были гонения на церковь - пятеро монахов, не желая подчиняться власти, а желая продолжать служить Богу, ушли из Верного в горы. Сначала в Медеуское ущелье, но там их быстро нашли и - и тогда они пошли бродить по горам. Бродили несколько дней в поисках нового места. И, по легенде, однажды увидели столб света, идущий из неба на землю, и решили, что именно это место им указал сам Господь. Там они обосновались, вырыли пещеру для богослужения, жили в маленьких кельях, питались ягодой и кореньями. Постепенно к ним стали приходить люди. Верующие из города проделывали десятки километров пешком, чтобы помолиться Богу. Видимо монахи понимали, что, принимая прихожан, они раскрывают себя. Когда к ним приходит много народу - то обязательно кто-нибудь «сдаст». И вот однажды пришли несколько незнакомых мужчин из города. Монахи все поняли, но все-таки накормили гостей и устроили на ночлег. Монахи спали, каждый в своей келье, на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга ( к тому времени их осталось трое ). Серафима и Феогноста ночью схватили, а Анатолию удалось убежать. Оказалось, что незваных гостей - сотрудников ЧК - интересовали больше золото, церковные ценности. Поэтому монахов, видимо,долго пытали, затем убили. Те полубандиты - получекисты - позже попались на каком-то другом преступлении и были казнены. Это все происходило в 1921 году.

Позже Серафима и Феогноста церковь причислила к святым. Они были не просто безвинно убиенными монахами: на рубеже XIX и XX столетий они прибыли в тогда еще заброшенный и «непросвещенный светом христианства» Туркестанский край из центральных районов России. Их назначение заключалось в миссионерской деятельности и духовном водительстве над местными немногочисленными христианами. Они принимали активное участие в становлении православной церкви в Казахстане и запомнились современникам как добрые и смиренные пастыри. Поводом для причисления к лику святых стали не только праведная жизнь иеромонахов и их мученическая кончина, но и случаи чудесного исцеления, происходившие в ските.

На этом месте построили новое здание. В 1993 году - мощи святых Серафима и Феогноста - были перенесены в здание храма, но могила осталась. Сейчас почти построено совершенно новое здание. Монахов на территории монастыря постоянно обитает двое, еще есть человек пять послушников ( готовящихся принять монашеский обет ) и некоторое количество прибившихся (просто так живущих ) в том числе из числа трудных подростков. «Батюшка почти никому не отказывает».

894cf89b3051b01b5fbaee2bec64992c.jpegc68d3bd2e3bd211e7bdf8502e1bcd552.jpeg